Строим гараж своими руками

Гараж своими руками
Гараж своими руками

Содержание:

  1. Определяем проект
  2. Выбор места
  3. Земляные работы
  4. Подушка, армирование и опалубка
  5. Установка опалубки
  6. Армирование фундамента
  7. Заливка фундамента
  8. Выгоняем стены
  9. Ворота
  10. Кровля
  11. Заключение
  12. Видео

Строительство гаража достаточно избитый вопрос в понимании самостоятельного проведения работ и традиционно имеет два лагеря. Одна сторона настаивает на том, что гараж своими руками это работа, которую должны выполнять профессионалы, другие утверждают, что строительство гаража своими руками — вполне посильная для рядового автолюбителя задача.

Объективности ради стоит отметить, что обе версии имеют право на жизнь. Есть сотни тысяч гаражей и целых кооперативов, построенных в своё время без помощи профессионалов, только собственными знаниями. И также есть масса проектов, которые потерпели фиаско, когда гараж разваливался ввиду некачественных материалов или не грамотно выполненных работ. В данном материале поэтапно разберём весь процесс строительства от планирования до кровли.

Определяем проект

чертеж гаража
Чертеж гаража с ямой и погребом

Для каждого автолюбителя свойственно своё видение того, каким должен быть идеальный гараж. Для одних это будет целый бокс с отоплением, для других обшитый по бокам навес. Проведём золотую середину.

Первым делом нужно определиться с количеством уровней в будущем гараже. Их может быть от одного до трёх. А также есть так называемые комбинированные уровни, когда часть нижнего яруса занимает смотровая яма, остальное место подвал — этот проект примем за основу.

Для тех, кто планирует размещение в подвале или на втором этаже мастерской лучше изучить чертежи готовых проектов такого плана, поскольку весовые нагрузки, а значит и расходы материала будут совсем иными.

Выбор места

 

выбор места
Выбор места

Для одноэтажного гаража, в котором максимум, что будет — это смотровая яма, главное чтобы грунтовые воды не мочили ноги, когда будете чинить авто. Если же планируется полноценный двухуровневый гараж нужно предварительно изучить уровни залегания вод и их сезонные колебания, чтобы с весенним паводком гараж не уплыл.

Если строим гараж в кооперативе особенных проблем с этим не будет, поскольку участок изучен задолго до продажи мест. Здесь же выгодным решением будет сговориться с соседями и сделать двухуровневые гаражи вместе. Так дешевле обойдётся и котлован и строительство стен нижнего уровня и их перекрытие.

Земляные работы

Траншея
Траншея

Поскольку за основу нами принята схема гаража в один уровень со смотровой ямой, то все земляные работы сведутся к копке траншеи по периметру участка глубиной в метр. Такая глубина необходима для создания подушки перед заливкой бетонного фундамента.

Ширина траншеи должна составлять не менее 700 мм в любом месте. Собственно фундаментная часть, внесённая в чертеж гаража составить 500 мм, остальное пространство понадобится для удобной установки и демонтажа опалубки после заливки.

Приступать к земляным работам нужно предварительно разметив участок при помощи шнуровок и убедиться, что углы прямые, а расстояние диагоналей площадки одинаковое. Это исключит диагональные перекосы и заметно облегчит кровельные работы.

Когда траншея вырыта проверьте уровнем её дно (натяните шнуровку по периметру), чтобы подушка и слой бетона в любом месте были одинаковыми.

Подушка, армирование и опалубка

Поскольку строим гараж своими руками использовать будем подручные материалы. Подушка формируется в несколько слоёв:

  • Песок — сглаживает неровности траншеи и принимает на себя излишнюю влажность. Укладывается слоем до 100 мм с тщательным утрамбовыванием и умеренным смачиванием водой;
  • Шлак — обеспечивает основание и минимальную подвижность всему фундаменту. Укладывается слоем в 100-150 мм с трамбованием;
  • Щебень — нужна средняя фракция. Укладывается слоем в 100 мм с умеренным утрамбовыванием.

Подушку укладывают по всей ширине траншеи, потому для уменьшения расходов на этот этап её и не рыли слишком широкой. Когда она готова переходим к опалубке.

Установка опалубки

Опалубка
Установка опалубки

В качестве боковых щитов лучше использовать старые двери или любые другие предметы большой площади, способные выдержать нагрузку. У многих есть сколоченные раз щиты, которые кочуют от объекта к объекту также можно использовать готовую опалубку, которая сдаётся в аренду.

Для получения равномерной ширины заливки внизу стенки опалубки расклинивают арматурой, порезанной в ширину 500 мм. Когда внутри будет армирующая сетка поправить съехавшиеся книзу стенки будет затруднительно.

Если на всю длину траншеи не хватает материалов сделайте фундамент в несколько этапов. Постройка заметно ускорится, если в ней примут участие 3–4 человека. Для фиксации щитов используются столбики из бруса или прочной трубы, которые в свою очередь расклиниваются камнем или кирпичом от стенок траншеи. Выставлять всю конструкцию необходимо по известной уже шнуровке. Чтобы верхние края опалубки не разъезжались их сбивают поперечными планками, предварительно сопоставив со шнуровкой.

Армирование фундамента

фундамент армирование
Армирование фундамента

Самый простой способ армирования был доступен в СССР. Тогда все частные чертежи основывались на металлических ящиках из-под молока, связанных вязальной проволокой. Они были оцинкованными и простоят в фундаменте столетия. Теперь, строя свой гараж автолюбитель должен придумывать максимально эффективные и минимальные по цене решения. Лучшим вариантом будет предварительная скупка арматурного проката, труб и уголков в любых размерах на пунктах приёма металла. Это куда дешевле, чем покупать новый прокат, его всё равно закатывать в бетон.

Металл для армирования кладётся на подставки из кусков камня или кирпича, нельзя класть прямо на подушку. От стенок каркас должен отступать минимум на 5 мм — этого можно добиться купив специальные пластиковые маяки. Стоят они дёшево, но сэкономят много времени и сил. От верхней кромки отступ должен быть порядка 20—50 мм. Выступающие части можно срезать или завернуть внутрь каркаса.

Все элементы перевязываются между собой вязальной проволокой. Многие варят каркас сваркой, но это приведёт к тому, что он не сможет «играть» под нагрузкой и в конструкции останутся пустоты.

Заливка фундамента

заливка фундамента
Заливка фундамента

Очень много вопросов как правильно заливать фундамент, когда приходится строить гараж самому. Идеальным решением будет заказ бетона в миксере и одномоментного залива всей площади с использованием промышленного вибратора для структурирования смеси и вывода всего воздуха. Если заказ миксера проблема или заливка будет выполняться в несколько этапов тогда нужна бетономешалка (многие магазины предлагают её в аренду). Все компоненты нужно закупить предварительно:

  • Цемент — основной материал;
  • Песок — для бетонирования используется в пропорции 4 к 1 к цементу;
  • Щебень мелкой фракции или гранотсев, используется как наполнитель в пропорции 4 к 1 к цементу;
  • Вода — подойдёт любая, кроме солёной. Вязкость бетона должная быть, как у кефира, чтобы он не вытекал в щели опалубки, но и мог заполнить все конструкционные пустоты.

Верхний слой проверяем по уровню и качественно заглаживаем гладилкой. Если в процессе заглаживания наткнётесь на выступающий металл, его нужно завернуть или отрезать пока бетон не застыл.

Выгоняем стены

Стены гаража
Стены

Перед тем как сделать гараж более осязаемым нужно определиться с материалом стен.

Традиционно для постройки используется все, что есть, но если настала нужда что-то покупать, лучше сделать осознанный выбор.

Итак, для строительства в рамках гаражного кооператива лучше всего использовать шлакоблок или б/у панели от разбираемых домов или производственных конструкций. Такой материал очень терпим к погодным проявлениям и не требует дополнительной изоляции или защиты. При этом он достаточно холодный и для мастерской потребуется утепление помещения изнутри и оборудование отоплением.

Если строимся на собственном участке возле дома, дешевле и теплее будет использовать пенобетон. С ним нет проблем при укладке, а теплопроводность у него в разы меньше, чем у шлакоблока или кирпича.

Многие владельцы берут напрокат оборудование для производства шлакоблока и делают его сами, чтобы снизить общую стоимость работ. С пенобетоном, увы, такое не пройдёт и его придётся покупать.

Первый ряд выкладываем строго по уровню, при необходимости подкладываем больше раствора или опирая блок на подложки. После первого ряда закладываем углы со всех 4 сторон на 3–5 рядов, натягиваем между крайними блоками леску или шнуровку и выкладываем блоки.

Если строительство ведётся из пенобетона под последующую обшивку профнастилом о внешней стороне не беспокойтесь, она будет скрыта. А также не стоит беспокоиться если пристраиваете свою стенку с соседской в кооперативе, но лучше все же договориться и использовать готовую стену соседа.

Если же гараж крайний в линии или будущих соседей не предвидится старайтесь чтобы внутренняя сторона была более презентабельной, но и внешняя не слишком выпирала или отличалась округлостью форм. Используйте вертикальный уровень и отвес для проверки вертикальности стены, с горизонтальным направлением поможет шнуровка.

После завершения последнего ряда кладки поверх неё делается опалубка под заливку бетона из расчёта 200х200 мм (по ширине блока и столько же в высоту). Армировать достаточно проволокой и остатками металла от фундамента. Следите, чтобы верхняя часть была строго по уровню. Для прочности можно засверлить последний ряд кладки и вбить в каждый блок по куску арматуры, которую перевязать с общим каркасом.

Ворота

ворота
Гаражные ворота

Для классических металлических ворот традиционно устанавливают сваренную заранее рамку после трёх-четырёх рядов блоков и догоняют высоту до нужной и только потом навешивают ворота. Если ворота планируются секционные в рамку ставят заранее сваренные поддерживающий каркас, который потом будет спрятан в отделку.

Если ворота планируется варить по месту в качестве рамки сбивают деревянную конструкцию и расшивают её по диагонали чтобы избежать перекосов. В готовый проём ставят две половинки лутки ворот, сваривают её, а затем к готовым навесам наваривают вторую половину. Подобная работа для непосвящённого может показаться довольно сложной потому лучше купить готовые ворота (лучше всего б/у) или же обратится в фирму изготовителя секционных ворот.

Кровля

кровля
Кровля

Для кооперативных гаражей традиционно в ходу надёжная противовандальная кровля из плит перекрытия. Сверху стелиться еврорубероид или делается шиферная кровля на деревянном основании.

Важно!

Чтоб максимально обезопасить построенный своими руками гараж обрезайте плиты точно по периметру стен — это не позволит приподнять их домкратом.

Если же кровля делается для гаража, сделанного в своём доме здесь вариантов масса, от традиционной шиферной кровли, до двускатных систем под профнастил.

Последний тип является самым часто используемым, поскольку создаёт дополнительно пространство для хранения разных ненужных постоянно вещей.

На созданную нами армированную обвязку анкерами прикручиваем балки каждые 500—700 мм. В качестве балок используем сухой брус 70х70 или 100х100 мм.

На каждую балку заранее сбиваем угловую конструкцию из обрезной доски толщиной в 20—30 мм так, чтобы вылет её за стены гаража был не менее 250 мм, лучше 400 мм. Прибиваем угольник к каждой балке с одной и той же стороны. Поверху набиваем брус 30х30 поперёк рядов под шифер, ондулин или профнастил.

Если полноценного потолка не предвидится проёмы под шифером закладываем минеральной ватой и подбиваем плитами OSB. Если же планируется там что-то хранить подбиваем плитами OSB и сами балки перекрытия, а для доступа наверх оставляем окно.

Фасадные части крыши (фронтоны) могут быть выложены из того же материала из которого построен гараж или любого другого имеющегося в наличии. А также можно сделать деревянную конструкцию и зашить металлом или профнастилом.

В заключение

Мы разобрались в вопросе как построить гараж своими руками. Конечно, каждый случай требует более глубокого изучения и проектирования, однако для первых шагов в самостоятельном строительстве данный материал вполне подойдёт.

Не забывайте, перед тем, как построить гараж все просчитайте и учтите непредвиденные расходы и затраты. Их экономия станет бонусом, а вот отсутствие ресурсов для их устранения, например, нехватка 20 шлакоблоков затормозит все работы и увеличит сметные расходы.

Видео

Гараж своими руками видео